Чикаго, Чикаго, Чикаго! В нашем персональном рейтинге этот город может потягаться даже с Филадельфией. Тут хорошо гулять, дышать, видеть, слушать, думать, жить. Это город, откуда не хочется уезжать и куда хочется возвращаться. 

Немного истории (незанудно)

Практически всем город обязан своему географическому положению. Река Чикаго и озеро Мичиган пришлись очень кстати, когда не было ни автомобильных, ни железных дорог — водный транспорт был основным способом доставки товаров и двигателем торговли. К слову, по реке Чикаго можно было добраться от Великих озер до долины реки Миссисипи, а дальше уже и до Мексиканского залива. Так и начался город на стыке реки и озера.

Надо сказать, что близость к воде не всегда доставляла горожанам радость. Старый центр города был построен на уровне озера, поэтому улицы регулярно затапливало. Прибавьте к этому отсутствие подземной канализационной системы и вы получите целый букет эпидемий. Чтобы решить все эти проблемы разом, чикагцы придумали поднимать уже построенные дома. Для этого им понадобилось много рабочих и домкратов. Например, чтобы поднять один 4-этажный каменный дом весом около 750 тонн, потребовалось 200 рабочих и столько же винтовых домкратов. Дом за домом, на 1,5-2 метра были подняты целые кварталы и улицы. Чикагцам понравилось двигать дома. Поэтому когда дом, расположенный в центре города, становился недостаточно хорош для растущего Чикаго, его не сносили, а поднимали и переносили куда-нибудь на окраину.

В не меньшей степени Чикаго сформировал пожар 1871 года, когда город выгорел дотла. Восстанавливать его приехали молодые архитекторы из Бостона и Нью-Йорка, которым было тесно в задаваемых авторитетами и текущей застройкой рамках. А отсутствие застройки (и города вообще) давало свободу эксперимента. Так и появились знаменитые чикагские здания в стиле арт-деко. Первый небоскреб, кстати, появился в Чикаго, а не в Нью-Йорке, о чем чикагцы непременно упомянут при первой удобной возможности:)

Восстанавливаясь после пожара и развиваясь как крупный торговый центр, Чикаго продолжал привлекать новых жителей: в том числе эмигрантов из Ирландии, Германии, Польши, а также большое количество афро-американского населения южных штатов. Чикаго славился своим прогрессивным анти-дискриминационным законодательством и вскоре стал “черной столицей” штатов (с 1910 по 1940 черное население города выросло с 40 до 278 тысяч).

Однако борьба за место под чикагским солнцем решилась не в их пользу. В какой-то момент (в конце 20-х годов) белые жители решили повлиять на количество афро-американского населения в отдельно взятых районах города и пролоббировали сегрегационные законы. Это проявлялось в доступе к жилью, рабочим местам, школам, спортивным клубам, клубам по интересам и еще ко многим важным для жизни вещам. В результате черная часть населения была вытеснена на юг города. Так и появился печально известный South Side. Район обладает репутацией чикагского гетто, где процветает наркоторговля и ни дня не проходит без стрельбы. Жители других районов предпочитают туда не захаживать. Сами там не были, поэтому доверяем рассказам местных жителей. Вот и досегрегировались. Так или иначе, сегодня Чикаго — это город районов (city of neighbourhoods). Таких neighbourhoods насчитывается более 200.

Еще одна важная деталь в биографии города — это Макдональдс. Да-да, первый Макдак тоже появился тут. Примечателен он был тем, что принцип конвейера впервые додумались применить на кухне. В ресторане отсутствовали официанты, вся продукция подавалась в одноразовой посуде — все быстро. Это был не только первый ресторан быстрого питания, но и ресторан доступного питания. В газетах того времени про него писали: “Наконец-то рабочие семьи могут накормить своих детей в ресторане”. Сейчас на месте первого Макдональдса, который открылся на окраине Чикаго находится небольшой музей, а через дорогу — современный Макдак.

А теперь можно и про город

Сейчас Чикаго — третий по численности населения город в штатах. Но скоро он уступит это место Хьюстону, где в отличие от Чикаго население продолжает расти. Как шутят сами чикагцы, причиной тому местные зимы. Молодежь нынче предпочитает места потеплее.

В центре города небоскребы 30-х годов в стиле арт-деко соседствуют с современными и куда более высокими. Чикаго вообще многоэтажен и многоуровнев — чтобы перейти с одной улицы на другую, порой надо сначала подняться на пару этажей вверх. Очень забавное ощущение.

Если сравнивать с Нью-Йорком, то плотность небоскребов тут гораздо меньше. Возможно поэтому в самом городе открывается много панорамных видов, чем Вовка и пользовался, оправдывая очередную тысячу фотографий за два дня.

Река в центре города создает свою атмосферу — экскурсионные пароходики с туристами, разноцветные каяки и даже разводные мосты (привет любимому городу!). Спустившись к реке на несколько уровней вниз от шумного города, попадаешь в особое пространство с уютными ресторанчиками, фонтанами, бесконечными лавочками и газонами, которое горожане используют как место встреч, прогулок и пробежек. Навскидку тут бегает даже больше людей, чем в Центральном парке Нью-Йорка!

Озеро, кстати, отдельная гордость жителей Чикаго. Если хотите порадовать их, назовите Мичиган морем, а лучше океаном:)

Отдельно стоит сказать про планировку улиц, Chicago grid system, которую придумали, чтобы облегчить навигацию по городу. Точка отсчета находится в центре города на пересечении State street и Madison street. Все адреса по обе стороны State street имеют префикс East или West, а от Madison street расходятся North и South. На каждую милю приходится 8 кварталов и 800 адресов. Например, вам надо добраться до 1200 North, а вы находитесь на 5200 North. Вычитаем 1200 из 5200, делим на 800, и вуаля — вы в 5 милях от цели! На первый взгляд выглядит как overdesign, на второй взгляд… все еще неудобно.

Общественный транспорт. Он тут есть! И довольно неплохой — автобусы и метро каждые 5-7 минут. Для штатов это прям очень хорошо, да и для комфортного передвижения по городу достаточно. Метро тут в основном наземное — из окна поезда можно во всех подробностях разглядеть рабочие места на уровне 3-4 этажа в мимо проплывающих зданиях.

Чикаго — это еще и про зеленые зоны. Если верить Википедии, то тут их около 600. Крупнейшие из них соединены между собой сетью бульваров, чтобы можно было легко попасть из одного парка в другой, например, на велосипеде. Линкольн парк — самый большой из парков. По совместительству это еще и зоопарк, причем бесплатный. Живности тут обитает столько, что граница между парком и зоопарком порой стирается.

Ну а самый популярный, пожалуй, Миллениум парк. Тут находится знаменитый The Bean — несмотря на его стоимость (23 миллиона долларов вместо обещанных 6), горожане его все-таки полюбили. Другая достопримечательность парка — Crown fountain. Лица 100 тысяч жителей Чикаго сменяют друг друга, корча рожицы, смеясь и периодически пуская “фонтанчики” к радости всех собравшихся рядом. Ну а на главной площадке парка летом проводят музыкальные фестивали и концерты классической музыки, любой желающий может послушать абсолютно бесплатно.

Ах, да! Три главных слова — deep dish pizza. Этим Чикаго покорил нас окончательно. Это первое блюдо американской кухни, которое нам понравилось(!). Чем не повод вернуться?